Киев
ул. Полевая, 21, эт. 2, оф. 210/2 | тел.: (044) 277-47-82, (044) 361-38-00
E-mail: holod@pro-k.com.ua

Холодильный транспорт

Холодильный транспорт играет большую роль в снабжении пищевыми продуктами населения.

Высокие требования, предъявляемые к транспортным средствам для перевозки замороженных пищевых продуктов, приводят к положению, при котором транспорт является наиболее чувствительным звеном холодильной цепи. Аппаратура холодильных транспортных средств является более сложной, чем стационарные устройства, и правильная ее эксплуатация требует высококвалифицированного обслуживания.

     Международный институт холода рекомендует при транспортировке поддерживать внутреннюю температуру замороженных пищевых продуктов не выше –18 °С. Для этого необходима более низкая температура товаров, направляемых на транспортировку, а также оснащение транспортных средств современной холодильной аппаратурой.
Допустимую продолжительность транспортировки замороженных пищевых продуктов при заданном повышении температуры tк.г – tн.г определяют из уравнения Лединга

? = G · c · (tк.г – tн.г) / (а · k · F · ?tm),

где ? – продолжительность транспортировки, ч; G – масса груза, кг; с – удельная теплоемкость продукта, кДж/кг; tн.г – начальная температура груза, °С; tк.г – конечная температура груза, °С; а – коэффициент, учитывающий влияние ветра и солнечного излучения (для крупных транспортных средств а = 1.75); k – коэффициент теплопередачи изоляции, Вт/(м2·°С); F – средняя величина внутренней поверхности охлаждаемой емкости транспортного средства, м2; ?tm – разница между средней температурой окружающей среды tср и средней температурой груза, °С

?tm = tср – (tн.г – tк.г) / 2

     Если принять tн.г для товаров, отгружаемых с современных холодильников, на уровне температур от –24 до –26 °С и tк.г в соответствии с рекомендациями Международного института холода, равной –18° С, то разность tк.г – tн.г будет находиться в пределах 6 – 8 °С, а продолжительность транспортировки может быть рассчитана в зависимости от теплофизических свойств груза Gc, технической характеристики транспортного средства akF, а также температуры окружающей среды, при которой производят перевозку ?tm.
В настоящее время мировой годовой оборот пищевых продуктов достигает десятков миллионов тонн, причем считается, что в процессе оборота примерно 30 млн. т товаров (мясо, рыба, сливочное масло, овощи, плоды – главным образом бананы и цитрусовые) требует применять холодильный транспорт. Это ставит перед холодильным транспортом новые задачи. Например, фирма «Фригоскандия» ввела в Европе в эксплуатацию регулярные холодильные экспрессы. Во Франции в результате развития транспорта (сухопутного, морского) наступил процесс концентрации перегрузок в нескольких соответственно подготовленных портах. Построены современные быстроходные суда, в которых предусмотрены помещения для хранения продуктов при низких температурах. Наблюдаемый после 1945 г. быстрый рост торговли замороженными пищевыми продуктами в мировом масштабе повлек за собой увеличение количества транспортных средств с машинным охлаждением.
В последнее время в связи с трудностями в снабжении топливом наблюдается сокращение развития автомобильного транспорта и возрастает роль железнодорожного, как более экономичного.
Заметна также и другая тенденция, а именно уменьшение общего количества вагонов с одновременным увеличением перевозок холодильным транспортом. Это связано с увеличением перевозок замороженных продуктов автомобильным транспортом.
Автомобильный транспорт более быстрый, доставляет продукты из любого пункта непосредственно к потребителю. Кроме того, авторефрижераторы часто используют как склады, например при выработке мороженого. Вместо того чтобы строить специальные охлаждаемые склады, готовый продукт непосредственно с производственной линии направляют в авторефрижераторы, которые рано утром выезжают в город. Это ускоряет все операции по перевозке и снижает расходы на погрузочно-разгрузочные работы.
В последние годы увеличиваются контейнерные перевозки. Контейнеры вводят на всех видах транспорта: железнодорожном, автомобильном, морском и даже воздушном. Важным звеном этой системы являются соответствующим образом организованные перегрузочные станции.