07 Ноя Морской холодильный транспорт
Конструкция изоляции судна-рефрижератора.
К изоляции судов-рефрижераторов предъявляют более жесткие требования, чем к холодильному транспорту других видов. Изоляция должна быть устойчива к влаге, легкая, эластичная, огнеустойчивая, устойчивая к грызунам и насекомым, без запаха, устойчивая при эксплуатации, дешевая, с хорошими изолирующими свойствами. Изнутри поверхность корпуса судна покрывают битумными материалами. Стены камер и потолков выкладывают асбестоцементными плитами, на которые наклеивают алюминиевую фольгу или специальные прочные пластмассовые покрытия.
В качестве изоляционного материала для стен и потолков обычно используют стиропен, а для полов – экспандированную пробку. В настоящее время пространство между стенками начинают заполнять пенополиуретаном. Наиболее трудной в изготовлении и наиболее слабой в эксплуатации является изоляция пола. Наилучшие результаты получены в том случае, когда пол изолирован плитами из твердого полиуретана, уложенными на асфальтовом основании. Сверху плиты покрывают асфальтовой массой с добавлением песка и цемента. Асфальтовая масса после затвердевания образует очень прочную, влагонепроницаемую оболочку. Этот слой может быть армирован и в этом случае выдерживает очень большие нагрузки при небольшой толщине. Изолированные, обычно выдвижные двери должны быть дополнительно предохранены с учетом движения судна.
Холодильное оборудование и аппаратура. Устанавливаемая на судах-рефрижераторах аппаратура и холодильное оборудование мало отличаются от монтируемого на холодильниках на суше. По требованиям техники безопасности суда комплектуют холодильными машинами, работающими на фреоне-12, R134a, 22. Однако, по-прежнему, множество судов-рефрижераторов оснащено холодильным оборудованием, работающим на аммиаке. На небольших судах каждая камера или охладитель имеет собственный автоматически работающий фреоновый агрегат. На крупных судах-рефрижераторах необходим центральный машинный зал и в этом случае рекомендуется холодильное оборудование, работающее на фреоне. Короткий период циркуляции хладагента в машинном зале (агрегат-охладитель рассола) не создает трудностей в эксплуатации. Охлаждение рассолом централизованное, в том числе помещений, удаленных на значительное расстояние. В этом случае некоторое увеличение эксплуатационных расходов компенсируется тем, что оборудование является сравнительно дешевым и простым как в изготовлении, так и в эксплуатации.
Аммиачные холодильные машины нашли применение, в частности, на производственно-транспортных судах, на которых обрабатывают морские продукты и хранят их в замороженном состоянии. Непосредственное испарение аммиака допускается исключительно в машинном зале и в морозильных туннельных аппаратах. В грузовых трюмах должно быть установлено рассольное охлаждение. В машинном зале предусмотрена аппаратура для соблюдения требований безопасности, в частности, можно удалять жидкий хладагент непосредственно за борт. Дальнейшее улучшение условий техники безопасности на судах с аммиачными холодильными машинами может быть достигнуто посредством ограничения количества сборников (применением одного центрального межступенчатого охладителя вместо нескольких индивидуальных), а также использования верхнего питания в насосных системах туннельных аппаратов, что позволяет снизить количество жидкого хладагента в системе. Вместе с тем в мировой практике строительства судов-рефрижераторов наблюдается тенденция замены аммиака безопасным фреоном.
Фреоновые или рассольные воздухоохладители непосредственного испарения располагают в трюмах или в специальных коридорах около камер, а воздух подают вентилятором по специальной системе каналов или перегородок. Для обеспечения рациональной циркуляции воздуха около продукта необходимо сохранить соответствующее расстояние от пола (около 150 мм) и от стен (около 400 мм).